Ольга Юрковская (yurkovskaya) wrote,
Ольга Юрковская
yurkovskaya

Школьные оценки - вредительство

Очень часто родители считают оценки, принесённые ребёнком из школы, важным показателем своих родительских успехов. И вместо того, чтобы отдать ответственность за учёбу своим детям, такие мамы и папы делают серьёзную ошибку. Они пытаются убедить ребёнка, что вся его ценность определяется оценками чужих тёть. То, что о нём думают посторонние тётки, оказывается важнее, чем то, какой ребёнок сам, какие у ребёнка склонности и интересы.

Когда родители транслируют детям, что внешняя оценка посторонних женщин – самое важное в жизни ребёнка, то это способ вырастить ребенка неуверенным в себе, без своего мнения и своего выбора.

Если мы ругаем детей за плохие оценки, а ещё чаще мы ругаем не за плохие оценки, а за не самые высокие баллы оценок, то фактически мы пытаемся убедить ребёнка, что вся его ценность определяется чужими оценками, и то, что о нём думают посторонние тётки, важнее, чем то, какой ребёнок сам. Как только мы начинаем ребёнку предъявлять претензии по поводу того, что у него не максимальная оценка, мы сразу начинаем изо всех сил формировать эту зависимость от чужого мнения вопреки своему собственному.

Чем хороша школьная система для государства и чем плоха она для тех родителей, которые хотят для своих детей чего-то большего, чем работа на конвейере или работа бюджетником? Именно тем, что десять-одиннадцать лет ребёнку насаждается, что его мнение о нём самом не значимо. Имеет значение только мнение посторонних тёток, выраженное в виде оценки.

Не имеет значения, какая оценка. "Отлично", "хорошо", "удовлетворительно" – любая из оценок переносит фокус внимания нашего ребенка с его, что называется в психологии, "внутренней референции", то есть с его опоры на собственные знания о себе, на собственное мнение о себе, на собственное мнение о каких-то необходимых важных и нужных делах, наоборот, на то, чтобы ребёнок считал, что он ничего не значит, важно только то, что о нём думают окружающие.

Получается, что мы слишком внимательным отношением к чужой оценке нашего ребёнка, по сути, его предаем и формируем в нем неудачника. Как итог – у взрослого человека нет своего мнения, ему чужая оценка важнее своей. Взрослый страх негативного оценивания обычно формируется именно в школьные годы – родителями, придающими неадекватно большую важность школьным оценкам.

Хотя реально почти все взрослые прекрасно понимают, что в 30 лет не имеет никакого значения, была ли у тебя тройка по химии в восьмом классе – это никак не сказывается на взрослых успехах. Или отличная оценка по физике не гарантирует тебе любовь и успех в бизнесе, когда тебе 40.

Так зачем вредить своим детям?

Tags: Дети, Образование
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments