Ольга Юрковская (yurkovskaya) wrote,
Ольга Юрковская
yurkovskaya

Почему мои дети прогуливают школу - и я это позволяю

Почему я не люблю современную бесплатную школу? Да потому, что людей, довольных предлагаемым государством образованием, я не встречала даже среди фанатов школьного обучения. Раньше, во времена нашей учебы, не было столько претензий к программе и методикам преподавания, как сейчас. Но при этом пойти «против системы» людям очень сложно. «Как ты на это решилась?» – первый вопрос, который мне задают знакомые, узнав, что мои дети обучаются дома.



Дело в том, что я изначально имела совсем другой опыт. Сейчас уже понимаю, что мне тогда очень повезло, но в тот момент сомнения все же были. Когда я училась ещё в 5-м классе, я занималась шахматами вместе с другими ребятами. И родителям предложили перевести детей учиться в спортивное училище. У нас был хороший тренер, который набирал себе группу из тех, кто уже имел какие-то успехи. Чтобы мы смогли заниматься шахматами более серьёзно, нам предоставили возможность из своих школ перейти в Республиканское училище олимпийского резерва.

Большинство родителей, разумеется, отказалось – понятно, мол, никакой учёбы в этом училище не может быть по определению. Мои родители «против» не были, и с 6-го класса я фактически училась по системе очно-заочного обучения. Сейчас в Беларуси это называется обучение по индивидуальному плану. А тогда несколько сотен учеников данного спортивного училища занимались по такому принципу.

Необязательных предметов у нас не было – физкультура, труд, музыка и рисование в расписании просто отсутствовали. Были только основные предметы, но без домашних заданий, потому что и я, и большинство детей постоянно участвовали в сборах или соревнованиях. Все мои соученики – сотни и даже тысячи детей – школу практически не посещали. То есть многие приезжали на три дня в четверти, за это время сдавали пропущенные задания и все контрольные и снова уезжали на соревнования или сборы. Таким образом, больше половины учебного времени мы в школе отсутствовали, а когда появлялись, нам надо было не на текущие уроки ходить, а искать учителей и сдавать задолженности по пропущенным урокам. И такое обучение у меня было с 6-го класса до окончания школы. Таким образом, школьных знаний, как таковых, ни у кого из моих одноклассников не было и быть не могло.

В качестве примера расскажу следующее. Когда из-за травмы позвоночника мою одноклассницу отчислили из секции, и она пошла в обычную общеобразовательную школу, то в классе, в который девочка попала, она получила восемь годовых двоек, имея твердую четвёрку в нашем училище. Вот такая была разница между знаниями детей из обычных школ и спортивного училища. Соответственно эта девочка два последних класса училась дома и для получения аттестата сдала экзамены экстерном.

Но, вопреки мрачным прогнозам, что толк из нас не выйдет, поскольку мы все «тупые спортсмены», ничего не знающие, ничему в школе не научившиеся, в институты мы все поступили – по спортнабору, разумеется. Вопрос, как попасть в вуз, как таковой, ни перед кем не стоял. Выбор был широчайший – институтам спортсмены нужны, потому что им надо выигрывать различные межвузовские соревнования.

Высшее образование получили все. То есть никуда не поступивших детей из нашего училища было намного меньше, чем из обычных школ. Не шли в институты только те, кто не хотел дальше учиться, так как брали нас не только в Институт физкультуры, но и в любой приличный вуз, включая и Белорусский государственный университет.

Многие даже получили образование в приличных американских университетах – их брали по спортнабору выступать за команды американских вузов. То есть с получением дипломов у спортсменов никаких проблем не было: знаний – ноль, но высшее образование – всегда пожалуйста.

С момента окончания школы прошло более 20 лет, и я периодически встречаюсь и общаюсь со своими бывшими одноклассниками, а также с теми, кто учился в параллельных классах, был старше или младше, наблюдаю, что у них в жизни происходит. И, знаете, самое удивительное то, что среди них нет ни одного человека, который бы работал на заводе, или, скажем, был бюджетником на небольшой зарплате. Каждый либо имеет собственный бизнес, либо является руководителем. А если это девушки – то, как правило, неплохое замужество и необременительная работа либо индивидуальное предпринимательство. При этом вполне обеспеченная семья, благополучные детки – всё по большому счёту хорошо. Людей, которые не состоялись в этой жизни, – единицы. Большинство, по социальным меркам, живут достойно.

Спортсмены, которых многие считают недалёкими людьми, оказались состоявшимися и успешными, как например мои бывшие одноклассники и однокурсники. Проблем из-за того, что школа прошла мимо них, а они – мимо школы, у них так и не возникло. В своё время их родители боялись, что, выбрав спорт, дети окажутся малообразованными и будут испытывать трудности во взрослой жизни. Как выяснилось, отсутствие школьных знаний никак не сказалось на успешной жизни, хотя многие бывшие спортсмены в своей работе или бизнесе никак не связаны со спортом.

Потом, когда я стала старше, познакомилась с уже взрослыми людьми, родители которых даже в советские времена ухитрялись сделать так, чтобы ребёнок не ходил в школу. К примеру, они брали справку, что их чадо занимается спортом, и это было достаточным поводом, чтобы просто изредка сдавать экзамены и не посещать школу. Впоследствии все эти мои знакомые стали успешными и гармоничными, получили высшее образование, обзавелись семьями. Продвигаются в карьере или бизнесе. И каждый из них является достойным примером того, что вполне успешная взрослая жизнь возможна и без школьного образования.

Когда у меня появились собственные дети, я начала задумываться об их образовании. Стала анализировать своих знакомых и выяснила, что те, кто предпочёл закончить хорошую гимназию и поступить в престижный вуз, в итоге зачастую оказываются в бюджетной сфере с небольшой зарплатой. Всё время жалуются, что денег нет, хотя во время учебы в гимназии и вузе были явно более образованными и умными.

Я заметила, что какие-то вещи из школьной программы (которые я должна была непременно знать) не попали в сферу моих интересов, но этот пробел никак не сказывается на том, как я работаю и взаимодействую с людьми, как строю семью и зарабатываю деньги. Сейчас с интересом читаю детские учебники и узнаю что-то новое – то, что прошло мимо меня, когда я училась, точнее не училась, а числилась, если уж совсем честно.

Я в школе не занималась, но моим родителям (когда я уже была в предпоследнем классе) пришла в голову гениальная мысль, что ребенок должен поступить на прикладную математику. А я родителей любила, и не сумела им отказать в том, чтобы подготовиться к поступлению. Денег на репетиторов не было, и я пошла на подготовительные курсы при БГУ, занятия два раза в неделю – один раз физика, второй математика, по 35 занятий каждым предметом в течение учебного года. Занималась по три часа вечером, группа была несколько десятков человек в огромной аудитории.

Преподавали педагоги университета – очень увлеченные своим делом люди, совсем не похожие на школьных учителей. Они использовали другие методики обучения, даже не напоминавшие школьные уроки. И я за эти 100+100 часов выучила как физику, так и математику в достаточном для поступления объеме. А потом достала калькулятор и посчитала, сколько часов детей в школе учили этим предметам, но так и не научили.

Выяснилось, что 100 часов обучения, полученных на курсах при БГУ, эквивалентны знаниям после тысячи часов обычных уроков в школе. Но учиться на курсах нам всем было действительно интересно, даже азарт был и никто не хотел прогуливать. Думаю, индивидуально с репетитором мне бы понравилось заниматься ещё больше.

Поэтому родители и нанимают репетиторов, чтобы не только нормально подготовить своих детей к поступлению, но и научить любить предмет. А потом я подумала, что школьникам сразу нужно пойти на такие подготовительные курсы ещё в шестом классе, а сэкономленные девятьсот часов можно бегать, прыгать, плавать, танцевать, играть на свежем воздухе, читать книги, заниматься чем-то другим, но не тратить зря столько времени на уроки.

Когда я поступала на экономический факультет, то сделала это по настоянию родителей, как и многие в 17 лет. Училась в вузе и параллельно занималась бизнесом. Поняв, что для ведения бизнеса мне не хватает юридических знаний, получила второе образование (уже по собственному выбору) – юридическое, в БГУ. Третье моё образование – психолог и преподаватель психологии. Потом четвёртое – «Коучинг и лидерство» в Высшей школе психологии в Москве. К этому времени я уже консультировала бизнесменов, и следующее, пятое образование получала в Плехановке, в Школе консультантов по управлению, тоже в Москве. Соответственно шестое – это бизнес-образование, магистерская степень МВА.

Вот и выходит, что из-за того, что в моём детстве школы как таковой не было, познавательная активность и любопытство у меня сохранились. И, будучи взрослой, я с огромным удовольствием многим интересуюсь. Получила несколько высших образований, перечитала сотни книг увлекательной деловой и психологической литературы – легко, спокойно, с удовольствием. Не в пример моим ровесникам, которых даже на второе образование с трудом можно подтолкнуть, потому что они устали учиться ещё в школе.

Сейчас у меня трое детей и при этом я достаточно активно живу социальной жизнью, участвую в различных общественных и благотворительных проектах, работаю и психологом, и бизнес-консультантом. То есть классической мамой, сидящей с детьми дома, когда муж зарабатывает, меня никак нельзя назвать.

А современная государственная школа для меня является чем-то совершенно непонятным. Я никак не возьму в толк, почему именно этот набор информации? Почему считается, что надо учить детей каллиграфически писать, но им не надо быстро набирать на клавиатуре? Есть ли какая-то логика в таком выборе? И это касается множества приоритетов, которые в школе отличаются от реально необходимых для успешной самореализации знаний и навыков. И поэтому оставить своих детей учиться дома для меня было вполне естественным и осознанным решением.

Как вы думаете, почему одни дети вырастают лидерами, а другие — нет?

Узнайте, что мешает вашему ребёнку стать лидером!

Переходите по ссылке, чтоб пройти тест бесплатно: http://yurkovskaya.com/deti/



Добавить Юрковскую в друзья

Tags: Дети, Обучение, Психология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments